Цвета сайта
  • Ц
  • Ц
  • Ц
  • Ц
  • Ц
Кернинг:
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Тип шрифта:
  • АБВ
  • АБВ
Изображения:
8 (8172) 75-95-73

Наставничество

Наставничество – форма индивидуальной работы с несовершеннолетним подростком, заключающаяся в  закреплении за ним наставника из числа взрослых граждан с целью оказания положительного воспитательного воздействия.

Наставник — значимый взрослый в жизни ребенка, способный помочь, поддержать, способный принимать ребенка таким, какой он есть, видеть его немного иначе, чем воспитатели и другие сотрудники детского дома. Для ребенка важно, что кто-то общается с ним не потому, что это его работа, а потому, что он, ребенок, кому-то важен и интересен.

Цель наставничества – эффективное решение проблем личностного роста и развития воспитанника, содействие благополучной адаптации в самостоятельной жизни.

Наставничество над несовершеннолетним является добровольным и исполняется на безвозмездной основе.

Если ребенка не взяли в семью

Будем честны: не все мы можем принять детей из центров помощи детям в свои семьи, да и психологи говорят, что не все дети к этому готовы.

Детям, которые попадают в центр помощи, не хватает очень многих знаний и умений для выхода в самостоятельную жизнь – от бытовых навыков до уверенности в собственных силах и мотивации жить самостоятельно. У них недостаточно опыта построения позитивных отношений, что в итоге приводит к трудностям в семейной жизни. Обратиться за советом часто не к кому. Таким старшим другом может стать наставник.

Взрослый друг – это круто

Как только у воспитанника появляется значимый для него взрослый человек, готовый стать ему другом, ребенок начинает меняться. По данным международных исследований, эмоциональное состояние ребенка, у которого есть наставник, улучшается в 84% случаев, в 79% случаев ребенок становится более уверенным в себе. 74% становятся общительнее, более 50% начинают активно проявлять инициативу.

Наличие «своего» взрослого поднимает статус ребенка. Благодаря этому, дети даже начинают лучше учиться, хотя наставник с ним и не занимается учебой: просто появляется уверенность в своих силах, подросток ощущает себя «крутым». Кстати, это взаимный процесс – наставник много черпает из этой дружбы и для себя тоже.


Кто может стать наставником?

Стать наставником может совершеннолетний гражданин, при этом  желательно, чтобы между подростком и наставником имелась некоторая разница в возрасте, чтобы общение было плодотворным и уважительным. Очень важны также какие-либо общие интересы.

  • Важно, чтобы общение с ребенком носило регулярный характер, а встречи не были формальными.
  • От взрослого нужно эмоциональное тепло, забота, внимание, любовь.
  • Обычно наставник обладает большим внутренним ресурсом, душевными и духовными силами.
  • Наставников поддерживают кураторы-психологи.

Чтобы стать наставников необходимо:

  • Написать заявление в БУ СО ВО «ВЦПД «Флагман»;
  • Пройти краткую психологическую диагностику;
  • Предоставить справку об отсутствии судимости,
  • Предоставить справки из психиатрического диспансера, из наркологического диспансера;
  • Заполнить согласие на обработку персональных данных.

Таким образом, защищаются интересы ребенка!

Что делает наставник?

  • проводит время с  ребенком еженедельно
  • помогает заинтересовать ребенка новыми полезными увлечениями, помогает в подготовке уроков, если это необходимо
  • делится с ребенком собственным опытом, знаниями
  • проводит интересно и с пользой досуг
  • участвует совместно с ребенком в образовательных и досуговых мероприятиях (мастер-классы, творческие встречи, праздники и др.)

Права наставника:

- посещать воспитанника по месту его жительства или учебы, проводить совместное время вне учреждения;

- воздействовать на несовершеннолетнего позитивным личным примером, убеждением, разъяснением, дружеским советом, в целях развития положительных качеств личности и творческих способностей несовершеннолетнего;

- сотрудничать со специалистами учреждения в интересах ребенка;

- содействовать успешной учебной деятельности ребенка;

- содействовать организации внеурочной занятости воспитанника, его трудоустройству;

- оказывать помощь в формировании социальных навыков, необходимых в самостоятельной жизни.

Ответственность наставника:

- соблюдение договоренностей  по поводу взаимоотношений с воспитанником;

- соблюдение нравственных и этических норм в общении.

- согласованность своих действий и планов со специалистами учреждения.

Проблемы у детей в детских учреждениях

Представьте, что к своим 18-ти годам вы:

  • никогда сами не покупали себе одежду..
  • не имели представления, что такое работа..
  • не выбирали что хотите есть сегодня на ужин..
  • не заводили домашних животных…
  • не получали сюрпризов..
  • не приглашали девушку в кино…

А еще вы:

  • не могли просто закрыться в комнате и посидеть наедине с самим собой…
  • не знали, что мужчины пожимают друг другу руки при встрече…
  • не звонили другу, чтобы просто поболтать..
  • не засыпали, уткнувшись в родное любящее плечо..
  • не помогали никому просто так и не слышали «Спасибо!» от чужого человека…

Отзывы наставников

“Была ещё проблема, заключающаяся в том, что он не умеет считать. Для меня было открытием, когда я клала рубль или два, а он видел двенадцать. И я поняла, что с деньгами они не дружат. В тетрадках-то они считают, а на практике – нет. Долго мы с этим мучились, но я научила его считать” А., 28 лет, наставник, опыт наставничества — 3 года.

“Стало понятно, в какой-то момент, когда я попросила его почитать, что он читает с большим трудом. Буквально по слогам. И стало ясно, что нужно с этим что-то делать. Ну, не может мальчик в тринадцать лет читать по слогам” П., 34 года, наставник, опыт наставничества — 1 год.

«Наставники – это люди, которые посредством своих действий и своей работы помогают другим людям реализовывать свой потенциал» (Mentoring: a guide to the basics; Shea, 1992).

Миссия наставничества – помочь детям  в трудной жизненной ситуации найти друга-наставника. Дети называют их старший брат или старшая сестра. Образуются пары. Кураторы  помогают детям и взрослым найти общий язык, дают советы и поддерживают.

Несколько часов общения в неделю помогают детям увидеть совсем другую жизнь.. настоящую..

Делает их сильней, уверенней.

Положение о наставничестве в ВЦПД Флагман

«Позади каждого добившегося успеха человека стоит одна элементарная истина: кто-то, где-то, каким-то образом заботился о его росте и развитии. Этим человеком был их наставник» (Up is Not the Only Way; Kaye B.L.)


г. Вологда, ул. Ветошкина, 52а

По всем вопросам обращаться к Комяковой Ольге Леонидовне,

зав. отделением содействия семейному устройству.

Тел. 8(172) 75-79-40

e-mail:resource-centre@mail.ru