Наставничество
Наставничество – форма индивидуальной работы с несовершеннолетним подростком, заключающаяся в закреплении за ним наставника из числа взрослых граждан с целью оказания положительного воспитательного воздействия.
Наставник — значимый взрослый в жизни ребенка, способный помочь, поддержать, способный принимать ребенка таким, какой он есть, видеть его немного иначе, чем воспитатели и другие сотрудники детского дома. Для ребенка важно, что кто-то общается с ним не потому, что это его работа, а потому, что он, ребенок, кому-то важен и интересен.
Цель наставничества – эффективное решение проблем личностного роста и развития воспитанника, содействие благополучной адаптации в самостоятельной жизни.
Наставничество над несовершеннолетним является добровольным и исполняется на безвозмездной основе.
Если ребенка не взяли в семью
Будем честны: не все мы можем принять детей из центров помощи детям в свои семьи, да и психологи говорят, что не все дети к этому готовы.
Детям, которые попадают в центр помощи, не хватает очень многих знаний и умений для выхода в самостоятельную жизнь – от бытовых навыков до уверенности в собственных силах и мотивации жить самостоятельно. У них недостаточно опыта построения позитивных отношений, что в итоге приводит к трудностям в семейной жизни. Обратиться за советом часто не к кому. Таким старшим другом может стать наставник.
Взрослый друг – это круто
Как только у воспитанника появляется значимый для него взрослый человек, готовый стать ему другом, ребенок начинает меняться. По данным международных исследований, эмоциональное состояние ребенка, у которого есть наставник, улучшается в 84% случаев, в 79% случаев ребенок становится более уверенным в себе. 74% становятся общительнее, более 50% начинают активно проявлять инициативу.
Наличие «своего» взрослого поднимает статус ребенка. Благодаря этому, дети даже начинают лучше учиться, хотя наставник с ним и не занимается учебой: просто появляется уверенность в своих силах, подросток ощущает себя «крутым». Кстати, это взаимный процесс – наставник много черпает из этой дружбы и для себя тоже.
Кто может стать наставником?
Стать наставником может совершеннолетний гражданин, при этом желательно, чтобы между подростком и наставником имелась некоторая разница в возрасте, чтобы общение было плодотворным и уважительным. Очень важны также какие-либо общие интересы.
- Важно, чтобы общение с ребенком носило регулярный характер, а встречи не были формальными.
- От взрослого нужно эмоциональное тепло, забота, внимание, любовь.
- Обычно наставник обладает большим внутренним ресурсом, душевными и духовными силами.
- Наставников поддерживают кураторы-психологи.
Чтобы стать наставников необходимо:
- Написать заявление в БУ СО ВО «ВЦПД «Флагман»;
- Пройти краткую психологическую диагностику;
- Предоставить справку об отсутствии судимости,
- Предоставить справки из психиатрического диспансера, из наркологического диспансера;
- Заполнить согласие на обработку персональных данных.
Таким образом, защищаются интересы ребенка!
Что делает наставник?
- проводит время с ребенком еженедельно
- помогает заинтересовать ребенка новыми полезными увлечениями, помогает в подготовке уроков, если это необходимо
- делится с ребенком собственным опытом, знаниями
- проводит интересно и с пользой досуг
- участвует совместно с ребенком в образовательных и досуговых мероприятиях (мастер-классы, творческие встречи, праздники и др.)
Права наставника:
- посещать воспитанника по месту его жительства или учебы, проводить совместное время вне учреждения;
- воздействовать на несовершеннолетнего позитивным личным примером, убеждением, разъяснением, дружеским советом, в целях развития положительных качеств личности и творческих способностей несовершеннолетнего;
- сотрудничать со специалистами учреждения в интересах ребенка;
- содействовать успешной учебной деятельности ребенка;
- содействовать организации внеурочной занятости воспитанника, его трудоустройству;
- оказывать помощь в формировании социальных навыков, необходимых в самостоятельной жизни.
Ответственность наставника:
- соблюдение договоренностей по поводу взаимоотношений с воспитанником;
- соблюдение нравственных и этических норм в общении.
- согласованность своих действий и планов со специалистами учреждения.
Проблемы у детей в детских учреждениях
Представьте, что к своим 18-ти годам вы:
- никогда сами не покупали себе одежду..
- не имели представления, что такое работа..
- не выбирали что хотите есть сегодня на ужин..
- не заводили домашних животных…
- не получали сюрпризов..
- не приглашали девушку в кино…
А еще вы:
- не могли просто закрыться в комнате и посидеть наедине с самим собой…
- не знали, что мужчины пожимают друг другу руки при встрече…
- не звонили другу, чтобы просто поболтать..
- не засыпали, уткнувшись в родное любящее плечо..
- не помогали никому просто так и не слышали «Спасибо!» от чужого человека…
Отзывы наставников
“Была ещё проблема, заключающаяся в том, что он не умеет считать. Для меня было открытием, когда я клала рубль или два, а он видел двенадцать. И я поняла, что с деньгами они не дружат. В тетрадках-то они считают, а на практике – нет. Долго мы с этим мучились, но я научила его считать” А., 28 лет, наставник, опыт наставничества — 3 года.
“Стало понятно, в какой-то момент, когда я попросила его почитать, что он читает с большим трудом. Буквально по слогам. И стало ясно, что нужно с этим что-то делать. Ну, не может мальчик в тринадцать лет читать по слогам” П., 34 года, наставник, опыт наставничества — 1 год.
«Наставники – это люди, которые посредством своих действий и своей работы помогают другим людям реализовывать свой потенциал» (Mentoring: a guide to the basics; Shea, 1992).
Миссия наставничества – помочь детям в трудной жизненной ситуации найти друга-наставника. Дети называют их старший брат или старшая сестра. Образуются пары. Кураторы помогают детям и взрослым найти общий язык, дают советы и поддерживают.
Несколько часов общения в неделю помогают детям увидеть совсем другую жизнь.. настоящую..
Делает их сильней, уверенней.
Положение о наставничестве в ВЦПД Флагман
г. Вологда, ул. Ветошкина, 52а
По всем вопросам обращаться к Комяковой Ольге Леонидовне,
зав. отделением содействия семейному устройству.
Тел. 8(172) 75-79-40
e-mail:resource-centre@mail.ru